Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Такой близкий и далекий Марс
Такой близкий и далекий Марс

Тайны и загадки ближайшей к нам планеты Марса давно будоражат воображение многих землян. Даже те сведения, которые стали известными о «красной планете», являются необычными и загадочными. Несмотря на кажущееся различие Марса с нашей родной голубой планетой, надо признать, что между ними есть некая схожесть.

Например, при исследовании марсианской почвы выяснилось, что она похожа на земную. Значит, смело можно предположить, что на Красной планете вполне могут или могли существовать растения. Безусловно, что для жизни растений требуется не только почва, но и наличие воды, и подходящая атмосфера. Исследователи уверены — на Марсе есть вода, которая содержит большое количество кислот и солей. Но вот марсианская атмосфера вряд ли может поддержать развитие форм жизни из-за своей небольшой толщины и не совсем подходящим для этого составом. В марсианской атмосфере находится большое количество углекислого газа и незначительное количество кислорода, аргона и азота.

На Марсе, также как и на Земле, существуют четыре времени года. На Красной планете даже бывает выпадение снега, но только он не достигает поверхности планеты – тает во время полета. Поскольку Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, лето на Красной планете достаточно прохладное: самая высокая летняя температура 20 градусов по Цельсию. Из-за тонкой атмосферы поверхность быстро остывает и ночью может достигнуть -40 градусов (летом) или -120 градусов (зимой). Марсианский год длится дольше земного и составляет 687 дней. А вот длительность суток практически равная.

Земляне могут наблюдать Марс в виде крупной красной звезды один раз в 17 лет — во время его самого близкого подхода к нашей планете.

Диаметр Марса в два раза меньше земного. Масса красной планеты составляет лишь десятую часть массы Земли. Гравитация в три раза ниже, чем на Земле: прогуливаясь по Марсу можно подпрыгнуть в три раза выше, чем на Земле.

На Марсе основной цвет небес — желто-оранжевый. Во время заката цвет неба может варьироваться от красно-розового до сине-фиолетового. Самая высокая гора, на сегодняшний день, в Солнечной системе находится именно на Марсе – называют ее Олимп и она имеет высоту 26 км. Ученые считают, что эта гора является действующим вулканом: судя по следам лавы, извержение было не так уж давно. Марс также имеет самый глубокий каньон известный в Солнечной системе – называется он долиной Маринера. Имея глубину около семи километров, его длина составляет четыре тысячи километров.

Марс получил свое название в честь римского бога, а вот названия его спутников Деймоса и Фобоса означают «ужас» и «страх». Траектория движения Фобоса вокруг Марса находится очень близко к самой планете и есть большая вероятность, что через несколько миллионов лет Фобос упадет на марсианскую поверхность.

Исследования Марса с помощью технических средств ведется давно. Людям интересна любая информация об «Огненной звезде» (такое название Марсу дали древние китайцы). К Красной планете отправлялось множество исследовательских аппаратов, за ней постоянно наблюдают и ведут съемку множество ученых и энтузиастов с помощью телескопов и других технических средств. Но Марс не спешит открывать перед землянами свои тайны.

Например, одну из тайн можно назвать «двуликий Марс». Суть ее в том, что до сих пор никто не может ответить на вопрос: почему столь различны два полушария Марса? Северное – имеет самую плоскую поверхность среди планет Солнечной системы. Возможно, такая поверхность могла возникнуть после того, как по ней протекла в больших количествах жидкая вода. А вот южное полушарие изрешечено огромным количеством кратеров и расположено значительно выше (от 4 до 8 км) северной части. Не исключено, что южное полушарие подверглось в далеком прошлом мощной «космической бомбардировке».

Еще один факт вызывает большой интерес – наличие в атмосфере Марса метана. Метан – простейший углеводород, возникающий при биохимической трансформации органического вещества. Существовать в неизменном виде он может не более 300 лет, следовательно, на Марсе должны в недалеком прошлом происходить соответствующие химические процессы – но следов этих процессов не обнаружили. Интересно, что этот газ присутствует в атмосфере Марса в достаточно высоких количествах. Либо человечество не обладает необходимыми знаниями, чтобы найти источник метана, либо жизнь на Марсе достаточно хорошо скрыта от землян. Результаты исследования аппаратами, направленными на Марс, не прояснили ничего в таком непростом вопросе.

Многие данные говорили о том, что по поверхности Красной планеты, в прошлом, текли огромные потоки воды. Возможно, на Марсе был даже океан. Ну, так куда же тогда делась эта вода? Попытка решить этот вопрос окончательно завело в тупик то, что атмосферное давление на Марсе слишком мало для нахождения воды в жидком состоянии. В то же время на склонах марсианских гор четко просматриваются следы стекающей воды. На поверхности северного полушария обнаружены следы, очень напоминающие русла рек, а также подтверждено наличие минералов, которые могли появиться только при присутствии жидкой воды.

Конечно, землян всегда очень волновал вопрос о наличии жизни на Марсе. Еще в 1877 году астроном из Италии Джованни Скипарелли уверял граждан, что присутствие на Красной планете множества прямых линий, названных «марсианскими каналами», дает надежду найти разумную жизнь за пределами нашей планеты. Его выводы дали благодатную пищу для фантазий писателей. Только через много лет стало известно, что Марс холодная и сухая планета, имеющая атмосферу намного разряженную, чем земная. А каналы были только оптической иллюзией. Марсиан тоже не удалось обнаружить. А фотографии поверхности Марса, полученные в 1965 году, окончательно развеяли надежду на встречу с жителями Красной планеты.

Однако, противоречивые результаты экспериментов, проводимых в последнее десятилетие, убедили многих, что рано ставить точку в поисках жизни на Марсе.

К Марсу, по прежнему, направляются научные миссии. «Оппортьюнити» скрупулезно изучает поверхность Красной планеты. А аппарат, с интересным названием «Любопытство», только начал свой путь к Марсу. Земляне не оставляют своих попыток разгадать тайны нашего космического соседа – Марса.

По материалам tainy.net