В самом начале своей карьеры, буквально после первых ролей в театральных постановках, она беспокоилась, что всю жизнь будет играть травести. А вышло так, что именно эта актриса подарила нам одно из самых незабываемых воплощений женственности на большом экране — Людмилу Калугину из лирической комедии «Служебный роман».
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного актера и студентки драматических курсов. Лет с трех будущая легенда петербургской театральной сцены и всенародно любимая «мымра» Прокофья Людмиловна начала всячески демонстрировать тягу к актерству. «Первый раз в первый класс» у девочки пришелся на первый же год Великой отечественной войны.
Бруно Фрейндлих незадолго до этого покинул жену и город, других родственников с немецкими корнями сослали либо расстреляли, и Алиса осталась выживать с матерью. Тяготы военного времени, ужасы и голод блокадного Ленинграда, а также презрение к девочке с немецкой фамилией со стороны сверстников, по сей день являются для великой актрисы самыми яркими воспоминаниями о детстве.
После войны Алиса записалась в драмкружок при своей же школе, и его руководительница сыграла немалую роль в выборе девочкой будущей профессии. В 1953 году Фрейндлих поступила в ЛГИТМиК, закончила его с отличием и отправилась служить в Театр им. Комиссаржевской. В начале 60-х перебралась в Театр имени Ленсовета, а в БДТ, по приглашению Товстоногова, попала уже в 80-х. И к тому моменту, когда она уже стала признанной артисткой, смена площадки Алисой Бруновной сопровождалась жутким переполохом в стане петербургских театралов — куда теперь брать билеты, на какую сторону Фонтанки приезжать?
Сниматься в кино Фрейндлих начала в 1955 году. Это были скромные эпизоды в картинах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Большую роль в кинокарьере актрисы сыграл ее второй муж — режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. В том смысле, что если бы не он, она бы снималась в кино гораздо чаще. Но, уловив особенности таланта Алисы, он начал давать ей такие роли, которые невозможно было променять на любые киношные.
Многие критики считают, что это время является вершиной театральной карьерыФрейндлих, тогда как на большом экране в 60-е годы самой значительной ее работой стала роль в комедии Элема Климова «Похождения зубного врача». В масштабах истории отечественного кинематографа этот фильм примечателен еще и тем, что именно на его съемочной площадке Алиса впервые поработала с Андреем Мягковым.
В общем, из-за сильной загруженности в театре Фрейндлих была вынуждена отказаться от многих интересных проектов. И так продолжалось до 1976 года, когда Эльдар Рязанов настоял на том, что в его новом фильме главную роль должна исполнить именно Алиса. Ради создания достоверного образа серой мышки в «Служебном романе» актриса долго подбирала подходящий гардероб, тренировала деревянную походку, подсматривая за реальными женщинами-начальницами. А «уродские» очки, по слухам, вообще сняли с отца оператора картины.
После премьеры фильма советские женщины начали осаждать парикмахерские, бросившись приводить себя в порядок: а вдруг где-то рядом бродит тот самый Новосельцев? Алиса Бруновна получила тысячи благодарственных писем, которые, возможно, сгладили неприятный осадок от того, что Госпремии СССР удостоились все создатели фильма, кроме его главной звезды.
К числу лучших киноработ Фрейндлих также можно отнести Анну Австрийскую в фильме «Д'Артанян и три мушкетера» и жену главного героя из «Сталкера» Тарковского. Королева уАлисы Бруновны получилась замечательная: исполненная достоинства, своенравная, сильная духом, но при этом настоящая женщина, мечтающая о большой любви, трепетная и нежная. Что касается небольшой роли в«Сталкере», то, как точно подметила Лия Ахеджакова, там есть «мощное страдание», в нескольких сценах — целая судьба.
Сама Фрейндлих о своем таланте говорила, что черпает его маленькой ложечкой из большого«эмоционального бункера», куда прячет все накопленные за долгую жизнь сильные эмоции, все яркие впечатления. И видит Бог, «мощных страданий» на долю этой маленькой женщины выпало столько, что, если б не актерство, можно было бы и умом тронуться. Но вернемся к кинематографу...
Самое время вспомнить, что, прежде чем пойти на актерский, юная Алиса долго думала, не посвятить ли себя опере. Сделать выбор в пользу театра ей помог папа, сославшись на то, что с ее ростом в опере Алиса будет смотреться несерьезно, а если ей так уж хочется петь, то петь можно и в театре, и в кино. И папа оказался прав: Фрейндлих блестяще реализовала себя не только как актриса, но и как певица. Так, ее чудесное меццо-сопрано звучит в «Служебном романе»,«Мушкетерах» и других фильмах с ее участием. Если хотите испытать на себе чарующее действие голоса Алисы Бруновны, послушайте прямо сейчас в ее исполнении пронзительную песню«Маленький принц».
1980-е годы ознаменовались для уже полностью состоявшейся театральной звезды несколькими работами и на большом экране. Ни одна из них не затмила успеха «Служебного романа», но в каждом из этих фильмов по сей день приятно наблюдать узнаваемую манеру игры Фрейндлих: в любом драматичном образе она находит что-то светлое, в любом тяжелом — что-то легкое, живое. В это время на советские экраны вышли такие фильмы с ее участием, как «Опасный возраст», «Успех» и «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Но более всего удивил и впечатлил зрителей воплощенный Алисой Бруновной образ Огудаловой в «Жестоком романсе»: насколько он был тяжеловесен и мрачен в оригинальной пьесе Островского, и как великолепно оживила, очеловечила его Фрейндлих!
В 90-х Алиса Бруновна вернулась к роли Анны Австрийской в продолжениях истории о мушкетерах, а также сыграла в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», за который удостоилась своей первой премии «Ника».
Одной из лучших экранных работ Фрейндлих в XXI веке стала роль престарелой скульпторши в драме «На Верхней Масловке». Фильм вызвал множество противоречивых отзывов, тогда как Алисе Бруновне после его выхода не признался в любви только самый бесчувственный критик. Она сотворила настоящее чудо, сыграв старость, граничащую с забвением, так, что зритель напрочь забыл о зудящем неприятном чувстве жалости к увядающему кумиру.
На первый план в ее Анне Борисовне несмотря ни на что гордо выходит Женщина с большой буквы. Женщина как начало всех начал, которая даже «накануне отброса копыт» может и разбередить душу любому Мальчику, и тут же успокоить его, укутав своей мудростью, отогрев своим внутренним огнем. Ее партнер по съемкам, Евгений Миронов, говорят, влюбился в Алису Бруновну до умопомрачения, даже бредил во сне. Ну а критика со свойственным ей цинизмом описала все это безумие фразой «Фрейндлих находится в хорошей актерской форме».
Другим поздним проектом актрисы, на который непременно стоит обратить внимание, является фильм-фантазия «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» о том, как Иосиф Бродский якобы совершил путешествие в Петербург за несколько лет до своей смерти в Нью-Йорке. В этой замечательной, проникновенной и очень грустной картине Алиса Бруновнавоплотила образ матери поэта, из которой разлука с сыном и бесчеловечность Системы вытягивает последние соки. Она медленно умирает от горя, невозможности что-то изменить и банально от старости, но она все та же Женщина. Женщина в самом высшем, простом и единственно верном смысле этого слова.
«Тяжело ли быть красивой?.. Не знаю, не пробовала»
Сегодня несравненной Алисе Бруновне исполняется 80 лет. От всей души поздравляем любимую актрису с юбилеем! При Вашей бешеной энергетике, неисчерпаемом вдохновении и безграничном обаянии остается пожелать только крепкого здоровья и сохранности Вашего замечательного «эмоционального бункера»!