Феномен шаровых молний до сих пор не изучен до конца, и мало кому удается их увидеть. За последние 55 лет жизни автору всего трижды посчастливилось наблюдать это редкое явление. Забегая вперед, скажу: приятных воспоминаний встречи те не оставили, а для знакомых мне людей закончились трагически.
В детские и юношеские годы мне доводилось каждое лето отдыхать на Северном Кавказе у родственников.В середине 50-х годов прошлого века город Минеральные Воды, считавшийся воротами на курорты Пятигорска, Желез-новодска, Ессентуков и Кисловодска, представлял собой крупный транспортный узел, куда приезжали и прилетали люди со всех концов СССР. Отсюда до вышеупомянутых курортов было рукой подать.
В самих же Минеральных Водах, где я жил, особых достопримечательностей не было, если не считать гор Змейки и Кинжала. У подножия одной из них располагался небольшой легочный санаторий, где больных туберкулезом исстари лечили кумысом. Подавляющая часть населения города (в ту пору около 40 ООО жителей) жила в небольших одноэтажных домах, окруженных садами.
Замечу также, что относительно невысокие здешние горы: Машук, Железная, Змейка, Бештау и другие — считаются уникальными, хотя бы в силу того, что ежегодно подрастают в высоту на 2-5 миллиметров. Одной из причин такого роста является энергия густой и вязкой магмы, понемногу выдавливающая эти горы к поверхности.
Сами горы, именуемые также лакколитами, то есть неудавшимися вулканами, сложены изнутри очень прочным и к тому же кислотоустойчивым камнем — трахилипаритом, интенсивно добываемым для нужд особенно ответственных строек. Не исключено, что вещество гор оказывает влияние на способность лакколитов как магнитом притягивать к себе грозовые тучи, в чем я не раз убеждался.
СТРАШНАЯ ГРОЗА В МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В тот памятный день августа 1955 года стояла обычная для тех мест 30-градусная жара, и листва на деревьях в садах поникла. Часам к пяти вечера небо стало затягиваться мглой — верный признак приближающегося грозового фронта. И действительно, через час заметно посвежело, а вершина 990-метровой горы Змейки, до которой от нашего дома было менее четырех километров, покрылась огромной черно-синей тучей.
Небо на глазах темнело, с гор тянуло освежающей прохладой и пряными запахами горных лугов. Рано наступившие сумерки очень скоро превратились в кромешную тьму, и первые громовые раскаты, многократно усиленные горным эхом, возвестили о надвигающемся ненастье. Жители поспешно закрывали ставни в своих домах, и скоро первые капли дождя упали на землю.
Дом, где я жил, был типичным для Ставрополья — саманный, с высокой черепичной кровлей и довольно ветхий. Часам к шести гроза стала набирать силу, дождь лил как из ведра. Буря усиливалась с каждой минутой. Сеет на электростанции отключили, и вся наша семья сидела в гостиной в темноте. Впрочем, темнота эта была относительной. Сквозь многочисленные щели в ставнях в комнату врывались отблески молний.
Гроза достигла своей кульминации — гром гремел почти непрерывно. Казалось, небо раскалывалось над нашим домом. Какое-то время ненастье стало утихать, но уже через полчаса возобновилось с еще большей силой. Нервы у всех, кто был в доме, напряглись до предела. Все боялись прямого попадания молнии, поскольку дом стоял на открытом месте и к тому же не имел громоотвода.
ВИЗИТ НЕПРОШЕНЫМ ГОСТЕЙ После одного особенно мощного громового раската я, встав из-за стола, направился в соседнюю комнату, чтобы хоть как-то успокоить нервы. Подойдя к окну, прикрытому ставней, почувствовал запах сырости, исходивший от подоконника. Внезапно прямо за ставней раздался оглушительный треск, за которым тотчас же последовал ужасный раскат грома. Я невольно вздрогнул, но тут мое внимание привлек небольшой голубой шарик, внезапно появившийся в верхней части оконной рамы.
В то время я ничего не знал о шаровых молниях и потому не очень опасался незваного пришельца. У меня мелькнуло в голове: а не коснуться ли его рукой? Ведь до неведомого предмета было не более полуметра. Однако внутренний инстинкт подсказал, что лучше этого не делать. Наблюдая за шариком, заметил, что он довольно красив: имеет размер не более теннисного мяча, окрашен в синевато-голубой цвет, в то время как его середина была скорее голубовато-розовой.
Между тем шарик, тихонько потрескивая, медленно спускался вниз к подоконнику. Неожиданно вслед за первым в том же месте появились еще три шарика, но они были размером не более грецкого ореха. Следуя друг за другом, шарики плыли в воздухе вниз к едва заметной щели между оконной рамой и подоконником и исчезали в ней.
Прошло не более пяти секунд после исчезновения шариков, как с наружной стороны окна раздался взрыв такой силы, что стекло в раме вдребезги рассыпалось, а ставню сорвало с металлической планки! И сразу все стихло, словно и не было никакой грозы. Я открыл дверь и вышел из дома посмотреть, что со ставней. В воздухе упоительно пахло озоном,вдоль улицы с гор с шумом бежали потоки воды.
ЖЕРТВЫ СТИХИИ Неожиданно из ночной темноты появился быстро идущий мужчина. Он был взволнован и на ходу бросил мне: «Большое несчастье. Тут неподалеку в человека ударила молния. Бегу за врачом. Может, еще можно спасти». На следующий день в городе знал и, что жертвами той страшной грозы стал не только служащий железной дороги, спешивший на ночную смену в депо, но и еще несколько человек. Один из них был убит грозовым разрядом при переходе железнодорожных путей.
Но самой ужасной трагедией стала гибель целой семьи в соседнем доме. Оказалось, что через незапертую дверь в дом влетела шаровая молния и разорвалась прямо над обеденным столом, за которым сидели люди — наши дальние родственники. Спастись удалось чудом только одному счастливцу, который и поведал об этой трагедии.
Гроза пощадила наш дом и сад, опалив лишь огромный куст сирени, росший рядом с крыльцом. А голубые шарики, которые я видел рядом с собой, сожгли всю электропроводку, идущую от дома к магистральному столбу. Электрокабель длиной около десяти метров словно испарился!
В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА Этот старинный дом в Петербурге до сих пор стоит на пересечении улиц Чайковского и Чернышевского. Его кровлю украшает небольшая изящная башенка с металлическим шпицем. В доме этом жила моя близкая приятельница, к которой я и шел в гости в один из летних дней 1967 года. Только что прогремела короткая летняя гроза. Однако дождь еще не закончился, и мне пришлось пережидать его на крыльце соседнего дома. Неожиданно сверкнула молния, прогремел гром, и в тот же момент с неба к шпицу устремился невесть откуда взявшийся голубой шар размером несколько меньше футбольного мяча!
Как только он соприкоснулся с железом, возникла яркая белая вспышка и прогремел взрыв. Половину шпица, довольно толстого, словно ножом срезало. Когда я поднимался по знакомой лестнице, то обратил внимание, что из дверей одной из квартир валит густой дым. Как выяснилось, включенный телевизор после попадания шаровой молнии в шпиц загорелся, но хозяйка сумела загасить пламя ушатом воды.
НЕБЕСНЫЙ ШАР И ВЕЛОСИПЕД Моя третья по счету встреча с шаровой молнией произошла в начале лета 1972 года недалеко от деревни Красницы Ленинградской области. Я возвращался с женой проселком после грозы к себе на дачу, которую снимал. До поселка было уже недалеко, когда слева от нас стало заметно движение довольно крупного и ярко светящегося белого шара с заметным голубым блеском.
На глаз диаметр шара составлял около полуметра. Жена, никогда не видавшая шаровую молнию, живо интересовалась этим неожиданным посланником небес, засыпая меня вопросами. Я не без страха наблюдал за объектом. Между тем шар быстро перемещался на высоте 3-4 метра от земли между дорогой, по которой мы шли, и молодым лесом. Траектория движения шара была полого направлена вниз к какому-то темному предмету, лежащему на земле близ дороги. Достигнув предмета, шар взорвался и исчез. Из леса к предмету бежала испуганная девочка.
Подойдя к нему, я увидел перед собой велосипед, у которого не оказалось руля, а шина переднего колеса тлела, источая запах жженой резины. Обод колеса был оплавлен. Увидев искалеченный молнией велосипед, девочка горько заплакала, но я постарался утешить ее словами: «Счастье твое, что в это время ты была в лесу, а не за рулем. Иначе вместе с велосипедом могла испариться и ты».
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ? Хотел бы обратить внимание читателя на одно странное стечение обстоятельств. И даже не одно. Вскоре после той ужасной грозы в Минеральных Водах и явления голубых шариков в нашем доме умер мой дед. Правда, ему было почти восемьдесят лет, но он ничем не болел, был здоров и чувствовал себя неплохо. Умер внезапно от разрыва сердца. Удивительным было и то, что он предвидел свою кончину, сказав об этом мне, в ту пору пятнадцатилетнему школьнику, вскоре по окончании грозы.
Вы скажете — какая связь между тем и другим? Не знаю. Однако последующие примеры говорят сами за себя. Вот смотрите: вскоре после удара шаровой молнии в дом моей приятельницы она попала в автокатастрофу. И, хотя уцелела,стала инвалидом в 24 года! А голубой шар в Красницах принес неприятности не только девочке с велосипедом.В моей личной жизни, спустя непродолжительное время, произошли крупные неприятности, вплоть до распада семьи, и не по моей вине. Кроме того, тяжело заболела моя мать, а я к тому же лишился работы из-за интриг администрации.
Мне представляется, что шаровые молнии несут в себе заряд не только электрический, но и, если можно так выразиться, мистический. Недаром же все попытки ученых их досконально изучить пока что успеха не имеют.
ФОРТОЧКА В ИНОЙ МИР В России есть места, где шаровые молнии наблюдаются относительно часто. Это Карелия, Воронежская область, Алтай и другие края. Атак называемая Медведевская ложбина, что на границе Саратовской и Волгоградской областей, считается некоторыми исследователями постоянным жилищем шаровых молний. В рельефе этой ложбины нет ничего особенного. Обычная, слегка всхолмленная равнина, поросшая травами. Украшением ее можно считать лишь небольшие лога — овраги, густо поросшие кустарником.
Действие шаровых молний, наблюдаемых здесь летом, как, впрочем, и везде, непредсказуемо и необъяснимо. Вот пример. Пастух овец Мамаев, перегонявший стадо со своим помощником, ненадолго присел отдохнуть у небольшого стожка. Его товарищ продолжил путь. Удивившись долгому отсутствию пастуха, вернулся к месту, где они расстались. Еще издали помощник заметил черный силуэт, похожий на человека. Подойдя к нему, обнаружил, что перед ним Мамаев. Он был мертв и обуглен. Удивительным было то, что одежда пастуха не пострадала. Один из местных жителей, находившийся неподалеку, рассказал, что видел шаровую молнию желтого цвета, быстро передвигавшуюся к тому месту, где отдыхал пастух.
В той же Медведевской ложбине геологи обнаружили странные подземные пустоты и небольшие пещерки карстового происхождения неглубокого залегания. Они образовались под действием подземных вод. Все было бы понятно, если бы не одно странное обстоятельство. Стенки пустот оказались обожженными столь мощным огнем, будто в них побывала доменная печь, разогретая до температуры 1,5-2 тысяч градусов! Ясно, что шаровые молнии проникали каким-то образом под землю, оставив по себе столь выразительный след.
Нобелевский лауреат Петр Капица однажды сказал, что «шаровые молнии — это форточка в другой мир». Академик так и не разъяснил, что он понимает под словом «другой». Известно лишь то, что его всю жизнь интересовали эти удивительные объекты. Геолог Алексей Дмитриев пошел еще дальше, предположив, что шаровые молнии — «посланцы потустороннего мира».
Если это так, становится понятно, почему природа этого феномена до сих пор не изучена, хотя шаровыми молниями занимаются виднейшие ученые в ряде стран мира вот уже на протяжении 250 лет.
По материалам paranormal-news.ru
Похожие материалы: |